Договор франчайзинга и его нюансы
Договор франчайзинга предполагает, что местный предприниматель будет производить товары или оказывать услуги под торговой маркой уже раскрученной и знаменитой компании. Таким образом компания получает доход за использование своего имени, при этом не делая затраты в открытие новых филиалов и представительств. А предприниматель привлекает новых клиентов за счет раскрученного имени.
Суть франшизы
Франчайзинг – это как аренда, только предметом сделки здесь выступают нематериальные объекты. В российском законодательстве термин франшиза так и не закрепился. Подобные отношения отображены в законодательстве как договор коммерческой концессии.
По такому договору правообладатель передает пользователю принадлежащие ему исключительные права. Делается это за вознаграждение. А вот срок может указываться конкретный или договор может считаться бессрочным.
Исключительные права, передающиеся по договору, могут относиться к товарному знаку, коммерческому обозначению или ноу-хау. Но кроме объектов интеллектуальной собственности пользователь в определенной степени получает право использовать и деловую репутацию правообладателя, а также его коммерческий опыт.
Основные виды франчайзинга
Вид франчайзинга |
Форма организации франчайзинга |
Примеры |
Деловой. |
Франчайзер выдает лицензию, разрешающую пользоваться его товарным знаком и продукцией. |
Такая франшиза популярна у частных предпринимателей, открывающих магазин или предприятие по оказанию услуг под раскрученным брендом. |
Производственный. |
Франчайзи получает от компании-правообладателя оборудование, технологию, сырье и право выпускать продукцию под конкретным товарным знаком. Со своей стороны франчайзер оставляет за собой право контролировать качество товара. |
Производство безалкогольных напитков, как «Кока-кола», «Спрайт» и др. |
Товарный. |
Правообладатель реализует свои товары через франчайзи, а не оптово-розничную сеть. |
Продажа бытовой техники, автомобилей и горючего. |
Конверсионный. |
Франчайзер позволяет предприятию присоединиться к франшизной сети, работающей под его контролем. |
Реализация легковых автомобилей и с/х техники на правах дилера. |
Районный. |
Франшизополучатель получает право на открытие франчайзинговой сети на определенной территории. При этом количество компаний и график их открытия определяет головное препдритие. |
Открытие сети кафе, ресторанов, предприятий быстрого питания. |
Субфранчайзинг. |
Взаимоотношения, при которых покупатель генеральной франшизы контролирует определенную территорию в качестве франшизодателя и обладает правом продажи субфраншиз головной компании. |
Открытие сети фитнес-клубов, парикмахерских и других предприятий сферы обслуживания. |
Заключение договора франчайзинга
Сторонами договора франчайзинга могут выступать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. В тексте договора должны быть обязательные условия, без которых он будет считаться недействительным. Поскольку франшиза касается объектов интеллектуальной собственности, то договор коммерческой концессии также регулируется нормами о лицензионном договоре. А значит, обязательно оговариваются следующие моменты:
- территории, где будет использоваться франшиза;
- срок, который не может превышать срок действия исключительного права;
- размер вознаграждения;
- конкретизация предмета договора и путей его использования.
Допускается только использование письменной формы договора, иначе это ведет к его ничтожности. После заключения договора франчайзинга, он подлежит обязательной регистрации в Роспатенте, без этого сделка не состоится.
Договор франчайзинга - типичные ошибки
Ошибка 1. Проведение расчетов до регистрации договора в Роспатенте. Такой контракт считается ничтожным (ст. 1028 ГК РФ), может привести к судебным спорам, если покупатель в этот период пожалуется на качество товара, а франчайзер откажется от его замены по причине недействительности договора.
Ошибка 2. Заключение контракта без проверки регистрации товарного знака или патента в Роспатенте. Таким образом, франчайзи не получает юридическую защиту от неправомерного использования бренда компанией-конкурентом, в результате чего может снизиться прибыль.
Ошибка 3. В договоре не закреплена территория, на которой франчайзи имеет право работать. Если не определены границы, то правообладатель может продать франшизу еще нескольким компаниям в этом же регионе, в результате увеличится конкуренция и снизится прибыльность бизнеса.
Ошибка 4. Контракт франшизы является бессрочным. В таком случае франчайзер вправе его расторгнуть, уведомив об этом франчайзи не менее, чем за шесть месяцев.
Ошибка 5. Договор требует, чтобы выпускаемая продукция соответствовала стандартам качества франчайзера, и ограничивает покупателя франшизы в выборе поставщиков. Франчайзи может понести незапланированные расходы, если стоимость сырья и материалов у этих поставщиков будет выше, чем у других.
Ошибка 6. Спешка при заключении договора. Многие предприниматели стремятся быстрее открыть дело, соглашаясь на такие пункты соглашения, как расторжение во внесудебном порядке и выплату штрафов.
Изменение и расторжение договора франчайзинга
Изменяется договор франчайзинга на тех же условиях, что и все другие гражданско-правовые договоры. Одностороннее изменение условий здесь недопустимо. Споры по этому поводу решаются через суд. Если же изменения внесены, что тоже должно быть сделано в письменной форме, они также подлежат госрегистрации.
Прекращение договора происходит с некоторыми особенностями. Если срок в договоре не указан, то стороне, изъявившей желание прекратить взаимоотношения, достаточно уведомить об этом контрагента за шесть месяцев. Если срок все же фигурирует, но в договоре присутствует возможность уплаты отступных, то предупреждение о разрыве отношений производится за месяц.
Инициировать досрочное расторжение договора правообладатель вправе, если пользователь предоставлял услуги или производил товары по качеству ниже, оговоренного в договоре, или грубо нарушил инструкции по использованию предмета договора.
Юридическое сопровождение заключения договора франщизы – гарантия успешной работы
Не совершайте характерных для предпринимателей ошибок, обратитесь за консультацией к опытному юристу Е.М. Мурзаковой и проконсультируйтесь по всем нюансам составления франшизного договора. В этом случае, вам точно не грозят судебные споры и другие проблемы.
Читайте также:
Регистрация франшизы в Роспатенте
Вернуться в раздел Сопровождение сделок