г. Мытищи, Шараповский проезд, д.1, офис 302.1
> обратный звонок <
Понедельник - Четверг 9:00 - 18:00
Пятница 9:00 - 17:00
Ваш личный советник в правовых вопросах!

Договор франчайзинга и его нюансы

Договор франчайзинга предполагает, что местный предприниматель будет производить товары или оказывать услуги под торговой маркой уже раскрученной и знаменитой компании. Таким образом компания получает доход за использование своего имени, при этом не делая затраты в открытие новых филиалов и представительств. А предприниматель привлекает новых клиентов за счет раскрученного имени.

Суть франшизы

Франчайзинг – это как аренда, только предметом сделки здесь выступают нематериальные объекты. В российском законодательстве термин франшиза так и не закрепился. Подобные отношения отображены в законодательстве как договор коммерческой концессии.

По такому договору правообладатель передает пользователю принадлежащие ему исключительные права. Делается это за вознаграждение. А вот срок может указываться конкретный или договор может считаться бессрочным.

Исключительные права, передающиеся по договору, могут относиться к товарному знаку, коммерческому обозначению или ноу-хау. Но кроме объектов интеллектуальной собственности пользователь в определенной степени получает право использовать и деловую репутацию правообладателя, а также его коммерческий опыт.

Основные виды франчайзинга

Вид франчайзинга

Форма организации франчайзинга

Примеры

Деловой.

Франчайзер выдает лицензию, разрешающую пользоваться его товарным знаком и продукцией.

Такая франшиза популярна у частных предпринимателей, открывающих магазин или предприятие по оказанию услуг под раскрученным брендом.

Производственный.

Франчайзи получает от компании-правообладателя оборудование, технологию, сырье и право выпускать продукцию под конкретным товарным знаком. Со своей стороны франчайзер оставляет за собой право контролировать качество товара.

Производство безалкогольных напитков, как «Кока-кола», «Спрайт» и др.

Товарный.

Правообладатель реализует свои товары через франчайзи, а не оптово-розничную сеть.

Продажа бытовой техники, автомобилей и горючего.

Конверсионный.

Франчайзер позволяет предприятию присоединиться к франшизной сети, работающей под его контролем.

Реализация легковых автомобилей и с/х техники на правах дилера.

Районный.

Франшизополучатель получает право на открытие франчайзинговой сети на определенной территории. При этом количество компаний и график их открытия определяет головное препдритие.

Открытие сети кафе, ресторанов, предприятий быстрого питания.

Субфранчайзинг.

Взаимоотношения, при которых покупатель генеральной франшизы контролирует определенную территорию в качестве франшизодателя и обладает правом продажи субфраншиз головной компании.

Открытие сети фитнес-клубов, парикмахерских и других предприятий сферы обслуживания.

Заключение договора франчайзинга

Договор франчайзинга и его нюансы - адвокат Мурзакова Е. М.

Сторонами договора франчайзинга могут выступать только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. В тексте договора должны быть обязательные условия, без которых он будет считаться недействительным. Поскольку франшиза касается объектов интеллектуальной собственности, то договор коммерческой концессии также регулируется нормами о лицензионном договоре. А значит, обязательно оговариваются следующие моменты:

  • территории, где будет использоваться франшиза;
  • срок, который не может превышать срок действия исключительного права;
  • размер вознаграждения;
  • конкретизация предмета договора и путей его использования.

Допускается только использование письменной формы договора, иначе это ведет к его ничтожности. После заключения договора франчайзинга, он подлежит обязательной регистрации в Роспатенте, без этого сделка не состоится. 

Договор франчайзинга - типичные ошибки

Ошибка 1. Проведение расчетов до регистрации договора в Роспатенте. Такой контракт считается ничтожным (ст. 1028 ГК РФ), может привести к судебным спорам, если покупатель в этот период пожалуется на качество товара, а франчайзер откажется от его замены по причине недействительности договора.

Ошибка 2. Заключение контракта без проверки регистрации товарного знака или патента в Роспатенте. Таким образом, франчайзи не получает юридическую защиту от неправомерного использования бренда компанией-конкурентом, в результате чего может снизиться прибыль.

Ошибка 3. В договоре не закреплена территория, на которой франчайзи имеет право работать. Если не определены границы, то правообладатель может продать франшизу еще нескольким компаниям в этом же регионе, в результате увеличится конкуренция и снизится прибыльность бизнеса.

Ошибка 4. Контракт франшизы является бессрочным. В таком случае франчайзер вправе его расторгнуть, уведомив об этом франчайзи не менее, чем за шесть месяцев.

Ошибка 5. Договор требует, чтобы выпускаемая продукция соответствовала стандартам качества франчайзера, и ограничивает покупателя франшизы в выборе поставщиков. Франчайзи может понести незапланированные расходы, если стоимость сырья и материалов у этих поставщиков будет выше, чем у других.

Ошибка 6. Спешка при заключении договора. Многие предприниматели стремятся быстрее открыть дело, соглашаясь на такие пункты соглашения, как расторжение во внесудебном порядке и выплату штрафов.

Изменение и расторжение договора франчайзинга

Изменяется договор франчайзинга на тех же условиях, что и все другие гражданско-правовые договоры. Одностороннее изменение условий здесь недопустимо. Споры по этому поводу решаются через суд. Если же изменения внесены, что тоже должно быть сделано в письменной форме, они также подлежат госрегистрации.

Прекращение договора происходит с некоторыми особенностями. Если срок в договоре не указан, то стороне, изъявившей желание прекратить взаимоотношения, достаточно уведомить об этом контрагента за шесть месяцев. Если срок все же фигурирует, но в договоре присутствует возможность уплаты отступных, то предупреждение о разрыве отношений производится за месяц.

Инициировать досрочное расторжение договора правообладатель вправе, если пользователь предоставлял услуги или производил товары по качеству ниже, оговоренного в договоре, или грубо нарушил инструкции по использованию предмета договора.

Юридическое сопровождение заключения договора франщизы – гарантия успешной работы

Не совершайте характерных для предпринимателей ошибок, обратитесь за консультацией к опытному юристу Е.М. Мурзаковой и проконсультируйтесь по всем нюансам составления франшизного договора. В этом случае, вам точно не грозят судебные споры и другие проблемы.

 

Читайте также:

Регистрация франшизы в Роспатенте

 

Вернуться в раздел Сопровождение сделок