г. Мытищи, Шараповский проезд, д.1, офис 302.1
> обратный звонок <
Понедельник - Четверг 9:00 - 18:00
Пятница 9:00 - 17:00
Ваш личный советник в правовых вопросах!

Ответственность за незаконное использование товарного знака

Ответственность за незаконное использование товарного знака обозначена в трёх отраслях законодательства: административном, гражданском и уголовном. Рассмотрим подробнее, что может грозить за пользование чужим брендом.

Что такое товарный знак

Точное определение можно найти в ч.4 ст.1477 ГК РФ. Вкратце, он представляет собой уникальное название, символ, обозначение товара или услуги, отличающее его от аналогичной продукции конкурентов.

Крупные компании тратят много денег для производства и рекламирования собственного бренда. Кроме маркетинговой составляющей, символ компании подчёркивает её статус и престиж. Именно поэтому организации строго следят за тем, чтобы конкуренты не использовали такие же или сходные обозначения для своей продукции.

Товарный знак может выражаться в:

  • Оригинальном названии (имеется в виду как название фирмы, например, Apple, так и наименование товара – iPhone);
  • Логотип – символ или картинка;
  • Объёмное изображение;
  • Комбинация текста и графического изображения.

Товары известной марки продаются лучше, чем недавно вышедшие на рынок, поэтому у новых компаний порой возникает желание придать своей продукции схожесть с известным брендом. Такие действия являются нарушением норм права.

Гражданская ответственность за незаконное использование товарного знака

Данный вид ответственности предусматривает статья 1515 Гражданского Кодекса. Товар будет являться контрафактным, если на нём самом или его упаковке неправомерно используют чужое обозначение или название.

Правонарушитель в данном случае будет отвечать рублём. Ему придётся за свой счёт изъять из торговых объектов продукцию с незаконно использованным знаком и уничтожить все изображения с ним. Кроме этого на нём лежит обязанность возместить законному правообладателю убытки, связанные с несанкционированным использованием его собственности, либо выплатить компенсацию до 5 миллионов рублей (ч.4 ст.1515 ГК РФ).

Законный владелец символа также может рассчитывать на размещение решения суда в прессе для восстановления своей деловой репутации. Эти действия осуществляются за счёт проигравшей стороны в деле.

Административная ответственность

По административному законодательству за несанкционированное однократное использование чужого логотипа или названия на продукции или этикетке придётся отвечать по ст.14.10 КоАП. За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде штрафа:

  • для физлиц в размере от пяти до десяти тыс. рублей;
  • для лиц, занимающих уполномоченные должности – до 50 тыс. рублей;
  • для организаций – до 200 тыс. рублей.

Помимо штрафа применяется дополнительная мера ответственности в виде специальной конфискации. Изъятию подлежит товар, на котором размещается чужой логотип, а также оборудование и материалы с помощью которых он был изготовлен.

Привлечь по ст.14.10 КоАП могут за использование не только названия или символа, но и места выпуска товара и схожих обозначений однородной продукции.

Уголовная ответственность

Недобросовестное применение товарного обозначения может обернуться и уголовным наказанием для нарушителя (ч.1 ст.180 УК РФ). Лицо совершает преступление, если использует чужой логотип несколько раз либо, если его действия наносят законному правообладателю материальный урон более 250 тысяч рублей.

За такие действия преступнику может грозить:

  • штраф до 300 тыс. рублей;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы на аналогичный срок;
  • тюремное заключение до 2 лет со штрафом.

Наказание может быть более суровым, если преступные действия совершались группой лиц. В таком случае для определения наказания каждому преступника рассматривают степень его участия в совершённых деяниях.

Как привлечь виновного к ответственности

На практике привлечь недобросовестные компании к ответственности достаточно сложно. Правонарушители ссылаются на то, что не знали о наличии чужого обозначения, и их сходство простое совпадение, либо прибегают к способу смешения товарных знаков. Они видоизменяют свои логотипы таким образом, чтобы те обретали сходство с известным брендом.

Чтобы доказать вину правонарушителей потребуется проведение экспертизы и предоставления суду доказательств того, что эти действия проводились для обмана покупателей. Ответственность за незаконное использование товарного знака позволяет охранять законные интересы честных компаний. Решить данную проблему в правовом ключе сможет адвокат Мурзакова Екатерина Михайловна, телефон для консультаций 8 (495)505 24 50.

 

Вернуться в раздел Услуги по защите интеллектуальных прав в судебном порядке