Ваш личный советник в правовых вопросах!
Услуги

Урегулирование конфликтов

Урегулирование конфликтов может привести к положительному результату только в случае проведения его в рамках правового поля. Это вовсе не означает, что все возникающие споры нужно решать путём обращения в суд или правоохранительные органы. Во многих странах досудебное урегулирование споров в более чем 80% случаев приводит к окончанию конфликта между сторонами.

Что такое досудебное урегулирование споров

В соответствии с действующим законодательством досудебное разрешение конфликтов можно условно разделить на 2 вида: претензионный порядок и медиация. Каждый из них может применяться в зависимости от конкретной ситуации и предмета спора. Несмотря на существенные различия этих двух процедур, они имеют общие положительные стороны:

  • Досудебный способ решения споров, как правило, быстрее, чем разбирательство в суде, которое может затянуться на несколько месяцев и даже лет;
  • Выбирая этот путь, стороны нацелены на сохранение дальнейших деловых отношений друг с другом;
  • Досудебное урегулирование обходится обеим сторонам гораздо дешевле, чем разрешение конфликта в суде.

Кроме этого разрешение спора до суда представляет сторонам гораздо больше возможностей для разрешения ситуации в положительном ключе.

В каких случаях досудебное урегулирование является обязательным

При составлении договора стороны могут признать досудебный порядок обязательным для разрешения конфликтов, возникающих при исполнении сделки. В таком случае речь, как правило, идёт о претензионном порядке. То есть без направления претензии оппоненту сторона не имеет права обращаться в суд.

Кроме этого перечень споров, разрешать которые сначала нужно мирным путём, предусмотрен и непосредственно в законодательстве: ст.4 Арбитражного процессуального Кодекса.

К таким ситуациям относятся:

  • Взыскание денежных средств в Арбитражном суде по договорам и иным сделкам;
  • Экономические споры, возникающие из административных правоотношений;
  • Иные споры, установленные федеральным законодательством.

Претензионный порядок

Это самый распространённый способ урегулирования конфликтных ситуаций между сторонами. Он представляет собой направление контрагенту письменной претензии о необходимости выполнить свои обязательства: оплатить оказанные услуги; поставить оплаченную продукцию и т.д.

После направления претензии оппоненту даётся срок для выполнения возложенных на него обязанностей и дачи ответа. По общему правилу этот срок составляет 30 календарных дней. Вместе с тем стороны в договоре могут сократить этот период.

Срок начинает течь не с момента отправления письма, а с момента получения его второй стороной. Только после истечения времени для добровольного исполнения обязательств, сторона имеет возможность обращаться в суд.

Направлять претензию нужно заказной корреспонденцией с обратным уведомлением либо курьерской почтой. Если стороне придётся обращаться в суд, нужно будет доказать истечение установленного срока на рассмотрение письма. Сделать это можно только, если подтвердить дату получения претензии контрагентом.

Если претензия будет вручаться непосредственно должнику, то следует попросить его расписаться на вашем экземпляре письма и указать дату получения.

Правила составления претензии

Претензия составляется в двух экземплярах на фирменном бланке организации и заверяется печатью и подписью её руководителя. В претензии указывается следующая информация:

  • Сведения об адресате: название организации либо ФИО юридического лица, юридический адрес;
  • Сведения об отправителе (аналогично);
  • Максимально подробное описание ситуации возникновения спора: например, номер и дату договора, являющегося основанием возникновения правоотношений, описание обязательств, которые сторона не выполнила;
  • Требование о необходимости выполнения обязательств в конкретный срок;
  • Предупреждение об обращении в суд в случае отсутствия реакции со стороны контрагента;
  • Дату составления письма.

В тексте претензии необходимо ссылаться на нормы законодательства, подтверждающие наличие у второй стороны тех или иных обязанностей.

Что такое медиация

Иногда для того, чтобы разрешение конфликта прошло быстро сторонам необходима помощь третьего лица. В соответствии с действующим законодательством в качестве такого «третейского судьи» может выступить медиатор – специалист, обладающий познаниями в области права и имеющий соответствующий статус для проведения процедуры медиации.

Институт медиации был урегулирован нормами права в 2010 году, когда был принят Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров» (ФЗ №193). Процедура медиации представляет собой переговоры между сторонами спора с участием медиатора. Медиатор помогает конфликтующим найти выход из сложившейся ситуации, опираясь на свои знания в правовой сфере.

Этапы медиации

Процедура, как правило, разделяется на несколько этапов:

1. Пояснения медиатора. На этом этапе медиатор знакомится со сторонами конфликта и объясняет им принципы медиации. Выясняет у них согласие для начала процедуры.

2. Выяснение позиций сторон. Каждая сторона высказывается о предмете спора, своих требованиях и идеальном варианте разрешения конфликтной ситуации. Анализируя позиции сторон медиатор делает вывод, готовы ли они урегулировать спор без судебного вмешательства. В некоторых ситуациях нет возможности разрешить спор в процедуре медиации, так как стороны стали врагами и не желают идти на компромисс. В таком случае процедура медиации прекращается на данном этапе.

3. Определение порядка переговоров. На этом этапе будет рассматриваться порядок обсуждения спорного вопроса между конфликтующими.

4. Разработка пути выхода из конфликтной ситуации. Этот этап может занимать длительное время. Каждая сторона предлагает собственное видение решения спора, а медиатор помогает им найти компромисс. Самый важный принцип медиации – это добровольность. Поэтому каждый участник вправе в любой момент прекратить процедуру и обратиться в суд.

5. Заключение соглашения. На завершающем этапе медиатор составляет письменный документ, в котором описывает достигнутые сторонами договорённости.

Соглашение о досудебном урегулировании

Под общим термином соглашение о досудебном урегулировании понимают любые документы, составленные сторонами по результатам мирного урегулирования споров. Например, при долговых обязательствах это может быть соглашение о рассрочке, при спорах о воспитании и содержании детей – соглашение об алиментах, при затоплении квартиры – о возмещении вреда.

Соглашение выступает гражданско-правовой сделкой и обязательно для исполнения подписавшими его сторонами. Чтобы обеспечить его исполнение можно использовать любые методы, предусмотренные гражданским законодательством. Например, для нарушителя условий соглашения может быть предусмотрен денежный штраф.

Для каждого случая необходим свой подход, ведь именно в таком соглашении можно максимально учесть интересы обоих сторон. Квалифицированную помощь в разрешении конфликтных ситуаций окажет адвокат Мурзакова Екатерина Михайловна.

Чем профессиональный юрист может помочь при урегулировании конфликтов

Обратившись ко мне за помощью в урегулировании конфликтных ситуаций, вы можете рассчитывать на:

  • Тщательный правовой анализ ситуации. На основании подробного анализа конфликтной ситуации выясняются обстоятельства, ставшие причиной его возникновения.
  • Правовая оценка ситуации. Обладая достаточной информацией о предмете конфликта, я смогу рассказать о перспективах досудебного и судебного урегулирования имеющегося спора.
  • Выработка стратегии. В ходе обсуждения с клиентом его видения выхода из конфликтной ситуации, разрабатывается стратегия поведения по отношению к второй стороне в споре.
  • Подготовка и сбор документации, необходимой для разрешения конфликта.
  • Составление грамотных и обоснованных претензионных писем либо ответов на претензию оппонента.
  • Участие в переговорах от имени клиента (в том числе в ходе процедуры медиации.

Досудебное урегулирование конфликта – это альтернатива судебным разбирательствам, которая позволяет принимать решение на добровольной и равноправной основе. Первую консультацию по вопросам урегулирования вашей спорной ситуации можно получить по телефону 8 (495) 505 24 50.

 

Вернуться в раздел Внесудебное регулирование споров