Увольнение за прогул

Увольнение за прогул – самое суровое дисциплинарное наказание работника. Чтобы правильно уволить своего работника, а в последующем он не обжаловал такое решение, как незаконное, необходимо строго соблюдать правила и порядок проведения этой процедуры. Знание пошаговой инструкции при появлении таких вопросов убережет работодателя от санкций надзорных органов, и, наоборот, позволит работнику грамотно защитить свои права.

Увольнение за прогул: требования трудового законодательства

Возможность работодателя уволить своего сотрудника из-за того, что тот не вышел на работу, гарантирована пп. а) п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ. В частности, эта статья предусматривает, что прогул является основанием для прекращения трудовых отношений. По своей природе он считается грубым нарушением должностных обязанностей лица, работающего по найму. Следует учитывать, что если при некоторых других нарушениях должностных обязанностей работодатель может только объявить замечание или выговор, то при отсутствии работника на своем месте он имеет право сразу прекратить с ним трудовые отношения.

Законодатель установил, что для того чтобы расторгнуть трудовой договор по указанному основанию, прогул работника должен отвечать следующим требованиям:

• отсутствие работника должно быть не менее 4 часов, идущих подряд;
  • у работника, прогулявшего свою смену, не должно быть уважительных причин отсутствия.

Процедура увольнения за прогул

Трудовой кодекс предъявляет определенные требования к оформлению факта прогула. Так, в статье 193 этого документа определен порядок применения дисциплинарного взыскания. Учитывая, что увольнение это и есть дисциплинарное взыскание, следует руководствоваться приведенными в указанной норме требованиями.

Чтобы это действие было правомерным, а впоследствии для работодателя не возникло негативных последствий, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.

1. До того, как вынести приказ об увольнении от работника нужно истребовать письменные объяснения о причине отсутствия.

2. При отказе прогулявшего давать какие-либо пояснения составляется акт, подписываемый представителем организации и двумя свидетелями.

3. С момента обнаружения прогула до вынесения приказа должно пройти не более 1 месяца, если прошло больше времени привлечение к ответственности будет считаться незаконным.

Ограничения для увольнения

Как было указано, срок с момента обнаружения прогула и до увольнения не может превышать 1 месяца. Вместе с тем, если прогул замечен представителем работодателя не сразу, а по истечении длительного времени, составляющего период более полугода, то уволить за это нарушение должностных обязанностей работника не получится.

Кроме того, если работодателем уже издан приказ о замечании или выговоре за прогул, в дальнейшем он не сможет уволить этого работника за это же нарушение, т.к. не допускается применение к одному нарушению нескольких взысканий. Последующий же прогул вполне может служить основанием к увольнению.

Нельзя также уволить своего сотрудника, если тот в это время находится на больничном или в отпуске. Указанные сроки в таких случаях прерываются и возобновляются с момента выхода на работу.

Составление приказа

Основным документом, по которому производится прекращение трудового договора, является приказ работодателя. Он должен содержать:

• наименование организации;
  • дату и место составления;
  • данные работника, который подлежит увольнению;
  • причину увольнения, с обязательным указанием статьи ТК РФ, по которой увольняют за прогул;
  • подпись и Ф.И.О. лица, составившего этот акт;
  • иные необходимые сведения (например, о расчете и т.п.).

Составленный приказ подписывается, как правило, директором или иным лицом, уполномоченным на это. После необходимо увольняемого работника ознакомить с этим приказом. При отказе расписаться в нем составляется акт об этом, аналогичный акту об отказе в предоставлении письменного объяснения. Срок для ознакомления с приказом – 3 рабочих дня.

Обжалование незаконного увольнения

Следует помнить, что рассматриваемая процедура должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней законодательством. Работник, как уволенный на законных основаниях, так и считающий, что трудовой договор с ним расторгли необоснованно, может обратиться за защитой своих прав в суд или иной орган, уполномоченный рассматривать трудовые споры.

В случае если доводы работника будут подтверждены в суде, увольнение будет признано незаконным, работодатель дополнительно понесет не только судебные издержки, но и будет обязан выплатить уволенному зарплату за период вынужденного прогула, моральный вред и иные платежи.

Именно поэтому важно еще на этапе подготовки к увольнению работодателю получить квалифицированную консультацию юриста. Работнику, считающему, что его права нарушают, такая консультация будет тоже полезной.

Адвокат Екатерина Михайловна Мурзакова – опытный специалист в г. Мытищи, практикующий в сфере трудового права. Если вы являетесь работодателем и не знаете, как расторгнуть трудовой договор, или если вы работник, считающий, что увольнение за прогул к вам применено незаконно и необоснованно, и не знаете, как его можно оспаривать, обращайтесь к нам за помощью. Запись на консультацию производится по телефону 8 (495) 505-24-50.

Вернуться в раздел Трудовой адвокат