Ваш личный советник в правовых вопросах!
Услуги

Информация, порочащая деловую репутацию в деловой переписке

Информация, порочащая деловую репутацию в деловой переписке или распространенная иным образом, может весьма негативно отразиться на существующих взаимоотношениях между гражданином или коммерческой компанией и третьими лицами. Особенно сильно такие последствия ощущают предприниматели, с которыми контрагенты могут расторгнуть договор или отказаться от его заключения. В случае распространения подобных сведений необходимо защищать свои права всеми возможными правовыми методами.

Классификация информации

Статья 152 ГК РФ предусматривает, что любая информация о физическом или юридическом лице должна быть правдивой. В противном случае начинает действовать механизм защиты чести и достоинства, а также, что немаловажно для коммерческих организаций, защита деловой репутации.

Данную информацию, применительно к указанной статье, можно разделить на две группы:

1. Порочащая деловую репутацию. К этой группе можно причислить сведения, являющиеся ложными, недостоверными. Они умаляют доброе имя компании. К таковым можно, например, отнести сведения о нарушениях организацией законов, деловой этики, обычаев, о совершении каких-либо нечестных поступков, в том числе недобросовестном поведении в хозяйственной деятельности.

2. Не соответствующая действительности. Как правило, такие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, представляют собой утверждения о событиях, каковых на самом деле в определенный отрезок времени не было.

Распространение сведений

Перечисленные виды ложной и недостоверной информации могут быть распространены разными путями. Основным требованием к тому, чтобы признать ее распространенной, является, конечно же, огласка. Другими словами, эти сведения должен получить не только тот человек или компания, чью репутацию опорочили, но и иные, третьи лица.

Так, под распространением подразумевается совершение какого-либо из следующих действий:

  • публикация в печатных изданиях;
  • огласка, произведенная в общественных радиопередачах;
  • транслирование по телевидению;
  • размещение в сети Интернет;
  • огласка в общественных выступлениях;
  • упоминание в деловых письмах, заявлениях, прочей переписке;
  • иные действия, которые привели к получению информации третьими лицами.

Важно! Если порочащая информация передана только тому, кого она порочит, и были приняты необходимые меры к тому, чтобы третьи лица о ней не узнали, то это не будет распространением.

Информация, порочащая деловую репутацию в деловой переписке

Наиболее часто такие нарушения возникают в отношениях между юридическими лицами, их должностными лицами. Как было указано выше, если порочащая информация не дойдет до сведения третьих лиц, она не будет распространена, соответственно, нарушения по ст. 152 ГК РФ не будет. Однако если хотя бы один человек узнал о ней, то можно обращаться в суд за защитой своих интересов.

В деловой переписке порочащие сведения наиболее часто проявляются, когда одна компания пытается получить у другой компании какие-то выгоды и преимущества. При этом своего конкурента – третью компанию, она, используя недобросовестность и ложные данные, пытается опорочить. К примеру, в письме своему контрагенту руководство организации может указать, что ее конкурент постоянно нарушает сроки исполнения обязательств, а потому сотрудничество с ним не выгодно. Если это неправда, то такое лицо должно понести ответственность по закону.

Информация, порочащая деловую репутацию в деловом письме: нюансы

Умаление деловой репутации компании – это всегда убытки, причем некоторые из них доказать реально сложно, так как можно даже не иметь о них понятия. Например, узнавшая ложную информацию организация-заказчик выберет другую организацию-исполнителя, а компания, в отношении которой распространили сведения, даже не узнает о том, что она потеряла потенциального клиента. Все такие нюансы нужно учитывать при составлении иска.

Несколько положительных моментов имеется в ситуации, когда ложные сведения содержатся в деловой переписке:

  • для суда нужно будет представить только документ, в котором они указаны;
  • из документа будет видно, кто является распространителем и ответчиком;
  • сведения, как правило, не становятся известными широкому кругу лиц.

Для сравнения можно представить ситуацию с распространением в Интернете – будет сложно найти распространителя, а количество просмотревших информацию может быть огромно.

Процессуальные моменты защиты

Чтобы защитить свои права в судебных инстанциях, необходимо прежде всего подать иск. Для правильного совершения этого действия, нужно определить подсудность. По общему правилу такие дела рассматривают суды общей юрисдикции. Однако есть и исключения – если спор возник из-за умаления деловой репутации и связан с экономической деятельностью субъектов, то он имеет исключительную подсудность и разрешается в арбитраже, независимо от того, есть ли в споре граждане.

Также возникает вопрос о выборе лица, которого следует указывать ответчиком, если сведения указаны в деловой переписке. Согласно п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3, при таких обстоятельствах надлежащим ответчиком будет именно юридическое лицо, а работник написавший документ и указавший в нем недостоверную информацию, может быть привлечен в качестве третьего лица.

Важные обстоятельства, подлежащие доказыванию

Подавая иск в суд с требованиями о признании распространенной информации порочащей репутацию гражданина или коммерческой компании, следует иметь в виду, что в судебном процессе придется доказывать некоторые обстоятельства. При этом бремя доказывания будет возложено именно на истца.

Указанным выше Постановлением Пленума ВС РФ эти обстоятельства четко определены, а судам предписано, что если они не будут подтверждены, то в удовлетворении иска должно быть отказано.

Так, к этим обстоятельствам относятся факты:

  • несоответствие сведений правде и действительности;
  • распространение сведений;
  • сведения являются порочащего характера.

Таким образом, прежде чем обращаться в судебные инстанции, необходимо провести тщательную подготовку к делу, собрать и представить нужные доказательства, изложить веские доводы. В противном случае возможен отказ в удовлетворении иска.

Квалифицированный адвокат с большим стажем работы по делам о защите чести и достоинства Екатерина Михайловна Мурзакова окажет помощь любому лицу, чьи права были нарушены или умалены. Если в отношении вас распространена информация, порочащая деловую репутацию в деловой переписке или иным образом, звоните по тел. 8 (495) 505-24-50 и приходите к нам за помощью в опровержении этих сведений и взыскании убытков.

 

Вернуться в раздел Защита деловой репутации