Сроки оформления наследства после смерти

Законом устанавливаются граничные сроки оформления наследства после смерти наследодателя, после окончания которых вступить в права наследникам будет весьма затруднительно. Введено такое ограничение с целью не дать имуществу быть бесхозным на протяжении длительного времени. Пока наследники не вступили в свои права, любое имущество должно как минимум охраняться от посягательств, и кто-то ведь несет ответственность за его сохранность. Если у имущества так и не находятся хозяева, то оно попросту отходит к государству, и тогда все права и обязанности по его содержанию все равно находят нового владельца.

Стандартный срок для оформления наследства

Сроки оформления наследства после смерти - адвокат Мурзакова Е. М.

На законодательном уровне в РФ установлено, что наследство может быть принято только на протяжении шести месяцев с момента его открытия, который совпадает с днем смерти наследодателя. Если человека не могут найти, тогда следует дождаться вступления в силу решения суда об объявлении его умершим.

Чтобы объявить гражданина умершим, необходимо выждать пять лет, в отдельных случаях, когда существовала явная угроза жизни, но при этом тело так и не было обнаружено, объявление умершим возможно уже по истечении шести месяцев. Для пропавших без вести во время военных действий срок объявления их умершими сокращен до двух лет. И все это время наследство не открывается.

Суд в своем решении может обозначить день предполагаемой гибели. Именно этот день и становиться днем открытия наследства. Но даже тогда в течение шестимесячного срока для принятия наследства начинается со дня вступления в силу судебного решения.

Последствия пропуска срока оформления наследства

Если наследником был пропущен срок оформления наследства после смерти наследодателя, то нотариус более не вправе принимать решение о признании притязаний такого заявителя законными. При обращении к нотариусу, после того как прошло шесть месяцев со дня открытия наследства, он может выдать только отказ в оформлении прав.

Пропуск срока служит причиной для решения наследственного спора через суд. Только там могут признать причины пропуска срока, отведенного для обращения к нотариусу, уважительными, и на этом основании продлить срок. Но суд должен не только восстановить срок, но и признать заявителя наследником. В отдельных случаях, когда были другие наследники, которые уже оформили свои права, может возникнуть и спор о перераспределении наследства.

Срок для принятия наследства лицами, не имеющими изначально права на это

Если гражданин отказался от принятия наследства, или был отстранен от него, тогда права и обязанности наследодателя могут перейти к лицам, которые не имели изначально на это права. Например, единственный наследник первой очереди отказался от своих прав, тогда к наследованию призываются лица из второй очереди. Или лицо, указанное в завещании, было отстранено от наследования, тогда все получают наследники по закону. В таких случаях заменяющие наследники имеют право заявить свои права на протяжении шести месяцев после возникновения соответствующих обстоятельств.

Сроки оформления наследства после смерти: что делать если они нарушены

Если нотариус отказывает в оформлении наследственных правомочий на квартиру или иное имущество из-за пропуска срока, эту проблему возможно разрешить вполне законными способами. Необходимо воспользоваться услугами хорошего юриста, так как в подобном случае придется указать на свою правоту в судебных органах. Юрист сможет вникнуть в отдельно взятую ситуацию и положительно разрешить вопрос.

Если произошла смерть наследодателя, то при нарушении сроков (6 месяцев) можно требовать их восстановления или даже признания того, что преемник практически вступил в права. В этой связи существенное значение будут иметь следующие факты:

• болезнь наследника;
  • невозможность приехать к месту смерти;
  • неимение информации о гибели наследодателя;
  • фактическое принятие имущества, которое подтверждается многими обстоятельствами (документами);
  • прочие обоснованные условия пропуска срока наследования.

Важность юридической помощи

Нотариальный отказ от оформления прав преемников, если срок вступления в наследство по ранее написанному завещанию или по закону нарушен, не редкость. Не стоит с этим отказом мириться, особенно если в наследственной массе имеется дорогостоящее имущество после кончины родителей (матери или отца) или иных лиц. В таких случаях не нужно экономить на юридической поддержке, ведь результат того будет стоить.

Адвокат Мурзакова Е.М. – искусный специалист в сфере наследственного права. При возникновении даже самых незначительных вопросов, связанных с порядком получения наследства, можно обратиться к ней, получить исчерпывающую консультацию, установить способы, как нужно действовать.

Записаться на прием вы сможете, обратившись по тел. 8 (495)505-24-50. На консультации возможно узнать ответы и на любые другие вопросы, связанные с наследственным или иным правом. Главное – обратиться за помощью не в последний момент!