Примирение сторон в трудовых спорах
Примирение сторон в трудовых спорах является довольно сложным процессом, но вместе с тем более выгодным по сравнению с судебным урегулированием. Это обусловлено как меньшими финансовыми затратами, так и экономией времени, ресурсов, а также сохранением репутационных показателей организации.
Виды трудовых споров
В любом рабочем коллективе возможны недопонимания и конфликты среди его членов, а тем более с руководством. Основанием для этого может являться и малая оплата, и ужасные условия работы, и многие другие причины. Во многом их разрешение зависит от руководителя, от тех мер, к которым он прибегнет. Однозначно, конфликты необходимо разрешать, так как, в конце концов, они могут привести к негативным последствиям, в том числе и к нанесению имущественного ущерба компании.
Споры в трудовой среде можно условно поделить на 2 категории:
1. Требующие судебного разрешения.
2. Урегулирование которых возможно в досудебном порядке.
Причем конфликты, для разрешения которых сторона спора желает обратиться в суд, так же можно решить мирным путем. Судебная инстанция – это лишь последний этап примирительных процедур, когда никакие другие мероприятия не привели к согласию.
Примирение сторон в трудовых спорах: этапы и особенности
Урегулирование конфликтов во внесудебном порядке возможно подразделить на стадии (см. ст. 398 ТК), ознакомиться с которыми можно из таблицы ниже.
Создание примирительной комиссии (ст. 402 ТК) |
Привлечение третьего лица (посредника) (ст. 403 ТК) |
Трудовой арбитраж (ст. 404 ТК) |
Этот этап осуществляется непосредственно после возникновения спора в течение 2 дней |
Данный этап наступает в случае, если не урегулирован спор предыдущим этапом |
Последний этап примирительных процедур |
Оформление происходит в виде издания соответствующего акта работодателя и акта представителя работников |
Решение о привлечении посредника должно быть принято на следующий день следом за подписанием сторонами протокола разногласий |
Создается из представителей конфликтующих сторон, а также работника государственного органа в сфере труда |
Стороны обязаны участвовать в работе комиссии |
Если одна из сторон отказывается привлекать третье лицо, то спор передается в трудовой арбитраж |
Решение о передаче дела в трудовой арбитраж должно быть принято на следующий день после подписания протокола разногласий предыдущего этапа, или после того, как стороны не достигли соглашения по выбору посредника или отказались от этого этапа |
Формирование комиссии осуществляется из представителей обеих сторон, не позволяется какой-либо дискриминации |
Привлечение посредника оформляется соглашением. Третье лицо должно быть выбрано в течение 2 дней |
Составляется соглашение, в котором стороны обязываются исполнять вынесенное арбитражем решение |
Конфликт должен быть урегулирован в течение 3-5 рабочих дней |
Конфликт должен быть урегулирован в течение 3-5 рабочих дней |
Спор рассматривается в течение 3-5 дней |
Решение заносится в протокол, оно обязательно для исполнения |
Окончание процедуры оформляется либо решением, в котором стороны достигли согласия, либо протоколом разногласий |
Арбитраж выносит свое решение в письменном виде, передает его сторонам |
Адвокат Мурзакова Екатерина Михайловна, имеющая большие навыки, как в судебном, так и внесудебном урегулировании трудовых споров (в том числе в качестве посредника), может помочь вашей компании в решении любого конфликта. При этом руководство или сотрудники организации могут проконсультироваться или получить практическую помощь на любом из вышеназванных этапов примирительной процедуры.
Вернуться в раздел Трудовые споры и конфликты сотрудников с работодателями