Оспаривание отцовства

Оспаривание отцовства может быть инициировано только тогда, когда оно было официально установлено. Понадобиться это может как любому из родителей, так и самому ребенку, но только когда он достигнет совершеннолетия. Решать данный вопрос может только суд, даже органы опеки не имеют подобных полномочий.

Оспаривание отцовства – это аннулирование актовой записи о родителе ребенка, записанном в свидетельстве о рождении. Процедура направлена на лишение прав и обязанностей и производится только в суде (п.3 ст. 47 ГК). Дела об оспаривании отцовства базируются на нормах гражданского и гражданско-процессуального права, а также семейного и налогового законодательства.

Общая процедура оспаривания отцовства

Поскольку спор решается только в суде, то здесь применяются все правила гражданского судопроизводства. Лицо, решившее оспорить отцовство, должно составить исковое заявление по всем правилам процессуального законодательства. В иске должны быть указаны весомые обоснования требования отказать человеку, ранее указанному как отец ребенка, в дальнейшем называться таковым.

Отталкиваться нужно от того, каким образом было установлено отцовство. Мужчина мог быть записан как отец, потому что состоял в законном браке с матерью ребенка, но он при этом не приходился малышу биологическим отцом. Или же гражданский муж сам подал заявление об установлении отцовства.

Иск подается только в районный суд. Мировой судья не вправе рассматривать дело об оспаривании отцовства. Сам суд выбирается по месту жительства ответчика.

Оспаривание отцовства по заявлению матери

Оспаривание отцовства - адвокат Мурзакова Е. М.

Если мать ребенка решила оспорить отцовство, то она должна обратиться для этого в суд. В данном случае неважно, на каких основаниях было установлено отцовство, главное, чтобы запись об отце присутствовала в книге записей рождения, заполняемой в загсе и в свидетельстве о рождении ребенка.

В тех случаях, когда имя отца было занесено в книгу записей рождения со слов матери, официально установленное отцовство отсутствует. Об этом мать извещается, когда подписывает заявление о регистрации ребенка. Оспорить отцовство здесь нельзя.

Если мужчина, записанный как отец ребенка, не против, то в суде изучается только тот момент, не ухудшится ли положение ребенка от того факта, что у него не будет законного отца. Если есть другой мужчина, претендующий на это место, то все решится быстро.

Если же законный отец отказывается признавать исковые требования, то самым надежным доказательством в суде будет выступать результат генной экспертизы. Но тут для суда тоже важны только интересы ребенка, поэтому опять же взвешиваются последствия удовлетворения иска.

Оспаривание отцовства по заявлению отца

Мужчина, который указан как отец ребенка, может попытаться оспорить данное положение дел через суд. В тех случаях, когда отцовство было закреплено за официальным мужем матери, никаких ограничений нет. А вот если отцовство принял на себя гражданский супруг, то суд обращает внимание на тот факт, знал ли он о том, что ребенок не его, когда подавал в загс заявление о регистрации ребенка. Если он был уведомлен об этом, то теряет право оспорить свое отцовство в суде согласно нормам Семейного кодекса РФ. Также такое право теряет супруг, письменно давший свое согласие на искусственное оплодотворение.

Чаще всего пытается оспорить свое отцовство бывший муж, таким образом он хочет избежать алиментных обязательств. В качестве доказательств он подает в суд результаты генной экспертизы, из которой видно, что биологическая связь между ним и ребенком отсутствует.

При удовлетворении иска старая запись в книге записей рождения аннулируется, вместо нее делается другая. Другой мужчина может занять место бывшего отца, или же ребенок будет зарегистрирован только по матери, она же может указать отца, но только с ее слов, что не приравнивается к установлению отцовства. В таком случае женщина может получить статус матери-одиночки.

На основании чего указывают отца в свидетельстве о рождении ребенка?

Согласно ст. 48 СК, в книгу записей рождений родительницу указывают на основании заявления и заключения медицинской организации, свидетельских показаний. Отца – на основании заявления родителей, поданного в ЗАГС, а также свидетельства о браке.

Могут ли указать отцом бывшего мужа?

Могут, если ребёнок появился на свет в течение 300 дней после развода.

Когда гражданин может подать иск и оспорить своё отцовство?

Ситуация 1. Гражданин вправе оспорить своё родство, если выяснится, что отцом несовершеннолетнего записан другой человек – законный или гражданский супруг матери ребёнка.

Ситуация 2. Отец ребёнка, указанный в свидетельстве, может подать иск, если он сомневается в отцовстве ввиду своего длительного отсутствия.

Ситуация 3. Ребёнок, достигший совершеннолетия, вправе обратиться с заявлением, если обнаружатся сомнения в истинности факта, записанного в свидетельстве о рождении.

Ситуация 4. Бывший супруг может оспорить своё родство между ним и ребенком, если уверен, что ребёнок не его, но с него продолжают взыскивать алименты.

Ситуация 5. Записанный в свидетельстве отец ребёнка ранее согласился на искусственное оплодотворение, но фактически оно не было произведено, и женщина забеременела от другого мужчины. Если истец докажет данное обстоятельство, он вправе заявить об оспаривании отцовства.

Существует ли у таких споров срок исковой давности?

Нет, иск можно подавать, когда ребенок достигнет, например, трёх, десяти, или более лет. Исключение содержится в статье 49 КоБС: дата рождения ребенка раньше 1 марта 1996 года.

Кто может быть истцом в спорах об оспаривании отцовства?

Подать иск могут родители, опекуны детей и опекуны недееспособных родителей, а также сами дети по достижении 18 лет.

Оспаривание отцовства: споры об отмене и возврате алиментов

Поскольку факт отмены отцовства предполагает отмену обязательства по выплате алиментов, в иске обязательно будут упомянуты имущественные интересы родителя, выплачивающего пособие ребёнку. Решение судьи определит, будет ли оспорено отцовство, и продолжит ли истец далее выплачивать алименты.

Так, если по решению суда в книге записей рождений будет аннулирована запись об отце несовершеннолетнего, это снимет с него обязанность содержать ребёнка, как указывает на то статья 80 СК: отец и мать обязаны содержать своих детей. Если отцовство будет оспорено, истец вправе требовать, чтобы ему вернули выплаченные алименты на ребёнка за прошедший период: например, если мать заведомо знала, что заявитель – не биологический отец, но умышленно продолжала взыскивать с него алименты.

Адвокат Мурзакова Екатерина Михайловна представит ваши интересы в суде по следующим делам:

• споры об установлении отцовства;
  • признание записи об отцовстве недействительной;
  • аннулирование актовой записи об отцовстве.

Адвокат, цены которого остаются приемлемыми для любого бюджета! Чтобы записаться на консультацию по спорам об отцовстве и успешно завершить дело в суде, звоните нам по телефону или оставьте свои контактные данные в специальной форме, и мы вам перезвоним!

Вернуться в раздел Частный адвокат по семейным спорам